

Как правильно общаться с ребенком
подготовила социальный педагог Скиданова Е. А.
Рождение ребёнка – это всегда большое событие для семьи. С первых дней жизни малыша и до двух лет родители всюду сопровождают его, обучают простейшим навыкам общения и поведения. К двум годам здоровый ребёнок начинает осознавать себя как личность: проявляет характер, ярко выражает эмоции, желания и предпочтения в общении, играх, распорядке дня. В это время родители и педагоги должны научить малыша правильно вести себя в обществе. Несколько полезных советов.
- Права и правила. Ребёнок – полноценный член семьи, он имеет право голоса и право уважительного к себе отношения. Однако в жизни ребёнка всегда есть ограничения и запреты. Они необходимы для его безопасности жизнедеятельности. Главное, чтобы правил и запретов было не больше, чем прав.
Когда вы сообщаете ребёнку о запрете, следите за тоном. Он должен быть дружеским и разъяснительным, а не повелительным. Исключите из своего лексикона фразы типа: «нельзя, потому что я так сказала!», «нельзя и всё!». Говорите: «нельзя потому, что…», объясняйте причинно-следственные связи. А лучше всего сказать, начиная, например, с фразы: «Я не могу себе позволить, чтобы ты перегрелся на солнце, а потом у тебя начнёт болеть голова». Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи – «пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом…» Предпочтительно говорить – « когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами». |
- Соблазны и ответственность. В каждом возрастном периоде для ребёнка есть свои задачи и ограничения. Например, ребёнку до пяти лет неведома аккуратность – это возраст «пачкания» и исследования всего окружающего. А малыш, который ползает или начинает ходить, всё тянет, переворачивает, открывает шкафчики. Это соблазны, которые ребёнок не способен контролировать в силу своего возраста. Он развивается и так познаёт мир.
Возьмите на себя ответственность за состояние окружающей обстановки. Уберите в зону детской недосягаемости ценные и опасные предметы. Но не допускайте явного противоречия между родительскими требованиями и важнейшими закономерными для данного возраста потребностями. |
- Согласованность. Требования, которые предъявляют ребёнку близкие, не должны нести противоречивый характер.
- Искренность. Она рождается в доверии между родителями и детьми. Даже если ваш ребёнок совершил очень плохой поступок, не бойкотируйте его – это наносит малышу психологическую травму и лишает взаимного доверия.
Не стоит кричать и обвинять ребёнка, правильнее выразить свои чувства по поводу его поступка, например: «Сейчас я очень злюсь на то, что ты сделал (и описать его ошибочное действие)!». Но и свои ошибки признавайте: извиняйтесь, если виноваты. |
- Собственное пространство (комната или уголок) у ребёнка должны быть! Взрослым необходимо уважительно относиться к этим границам, не вторгаться туда без разрешения маленького хозяина.
- Диалог. Никогда не отвечайте ребёнку агрессией на агрессию! Забудьте во время разговора о приказном тоне – только конструктивный диалог.
Ваша задача, чтобы ребенок осознал проблему и подчинился вашим напутствиям по доброй воле. |
- Здесь и сейчас! Любой конфликт решается сразу, перед расставанием, не откладывается на вечер или утро, ведь это оставит обе стороны конфликта наедине с переживаниями. Главное, чтобы объяснения сторон были обоюдно уважительными.
Ребёнок должен чётко понимать причину своего наказания и осознать, что проступок не должен повториться. |
- Самооценка. Положительная самооценка – это основа психологического здоровья ребёнка. Она напрямую зависит от того, что говорят о нём родители. Семья – это единственное место, где ребёнок поддержку должен получать, даже если «весь мир против него». Атмосфера принятия и доверия даст возможность открыться всем его способностям со временем.
- Сравнение и похвала. Сравнивать себя с другими – это нормальный элемент развития ребёнка в социальной среде. Родителям сравнивать своего ребёнка с другими детьми неправильно, ведь каждый человек индивидуален. Папам и мамам важно поддержать и похвалить ребёнка за его сильные стороны и умения, вселить в него веру в свои таланты. Однако похвала должна быть заслуженная, и тогда это сформирует у подрастающего человека адекватную самооценку.
- Чувства и объятия. Цените чувства ребёнка, даже если они агрессивные (значит, на это была причина). Любое переживание должно найти свой выход, чтоб не стать токсичным для психики.
Обнимайте, прикасайтесь, целуйте своего ребёнка в любом возрасте. И делайте это с любовью, искренне. Объятия творят чудеса, иногда одно прикосновение заменяет тысячи слов!
Уделяйте время ребёнку!
Пятнадцать минут – это тот минимум времени, который родители должны находить для ежедневного общения с ребёнком. Играйте с ним, испытывайте радость от общения, не бойтесь превращаться в ребёнка! И всегда, после любых ссор говорите ребёнку: «Я люблю тебя, даже когда ругаю и сержусь, когда расстроена твоим поступком». |
Приятных моментов жизни!