Семья – главный институт воспитания ребёнка

07 октября 2024 г.
Семья – главный институт воспитания ребёнка.
Семья – главный институт воспитания ребёнка.

Семья – первый коллектив в жизни ребёнка и главный институт его воспитания. Основной целью семейного воспитания является формирование личности интеллектуально развитого, нравственно подготовленного к жизни в современном обществе ребёнка. Семья является для ребёнка естественной средой существования, и потому сам процесс семейного воспитания в первые месяцы и годы его жизни наиболее благоприятен для развития личностных качеств. Следует подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Отношения «мать-отец» – величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.

Реализуется воспитание усилиями всех членов семьи через систему воспитательных и образовательных процессов, обусловленных определёнными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи.

Для малыша семья – это целый мир. Именно в семье ребёнок получает азы социального поведения: учится любить, радоваться, сочувствовать, сопереживать. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. Члены семьи связаны определёнными обязанностями, и ребёнок, вступая в систему существующих отношений, постигает азы общественного поведения. В семье, где есть разумное равенство всех членов семьи, малыш приходит к пониманию, что он не один на свете, рядом с ним отец, мать, бабушка, дедушка, сёстры и братья. И у каждого из них есть свои желания, с которыми нужно считаться. Таким образом, происходит первичная социализация личности ребёнка, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Дети естественным образом поддаются влиянию родителей через механизмы подражания привычкам, традициям, поступкам старших в семье. От семейного микроклимата зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Социальная ценность семьи определяется прочностью, нравственными устоями, общностью интересов и дел, поэтому так важен совместный досуг, семейные путешествия, праздники, спортивные увлечения. Всё это способствует укреплению семьи, даёт положительный заряд эмоций и впечатлений.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности, а потому каждое дошкольное образовательное учреждение активно вовлекает в образовательный процесс родителей дошкольников. Цели и задачи, стоящие перед семьёй и детским садом, реализуются в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в котором отражены аспекты «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В последние годы в современном обществе создаётся ситуация, когда высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение. Педагогическое сообщество не согласно с этой данностью и выступает за привлечение родителей к воспитательному процессу в ДОУ. Рассматривая педагогическое сопровождение семейного образования, т. е. взаимодействие семьи и педагогов, определяется процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для успешного развития личности ребёнка. Кроме того, должно быть выработано единство требований к ребёнку со стороны всех воспитывающих лиц, иначе ребёнок начинает манипулировать окружающими, подстраивать под себя любую выгодную ему ситуацию. Так формируется детский эгоизм, который с годами будет только усугубляться. А если ситуации разногласия в деле воспитания детей в семье подкрепляются негативной эмоциональной атмосферой, то ребёнок теряет чувство защищённости и становится эмоционально неуравновешенным.

Родители должны понимать, что процесс воспитания в семье идёт непрерывно! Выражается он не только в беседах о добре и зле, а идёт каждую минуту совместного времяпровождения с ребёнком. Все дела, мысли, интересы, увлечения, вкусы, образ жизни семьи воспитывают ребёнка, поэтому так важна атмосфера взаимопонимания, добра и мира в каждой семье.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie