Воспитатель Попова О.П.

«Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми».
Оскар Уайльд
Воспитатель — это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели — люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир.
В детском саду работают особенные люди. Не каждый отважится посвятить себя, свою жизнь самым маленьким гражданам нашей страны, стать для них второй мамой. Суметь сделать с ними их первые шаги по жизни, научить малышей любить, быть добрыми, отзывчивыми, общительными, жизнерадостными. Воспитать ребёнка активным, самостоятельным, принимать его таким, каким он есть, не подавляя его личности, уважать права ребёнка быть самим собой.
Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавая им своё сердце. Я очень люблю детей, они притягивают меня своей чистотой и невинностью помыслов, непосредственностью. Я люблю их необъяснимой, вечной любовью, как люблю природу.
Дети и есть сама природа. Они непредсказуемые, жаждущие, ждущие, ищущие… они любопытны и наблюдательны, упрямы и сговорчивы, активны и пассивны, шумные и озорные. Дети – это самое лучшее, что есть в нашей жизни. И каждый день я для них то волшебник, то артист, то музыкант, то исследователь.
В современном мире идти в ногу со временем, быть в курсе последних новинок развития науки, актуальных событий в области педагогики и методики помогает самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то делать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии являются именно такими педагогическими средствами, поэтому в своей работе я активно их использую. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций воспитанников: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей.
Смысл моей педагогической самореализации я вижу во взлетах детских способностей. Я всегда стараюсь укрепить веру детей в их талант. Обязательным условием считаю уважение личности каждого ребенка, создание вокруг ребенка атмосферы любви и взаимопонимания. Именно такая атмосфера способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка. Я горжусь, что причастна к становлению личности всесторонне развитой и подготовленной ко взрослой жизни.
За что я люблю свою профессию? А за то, что в детском саду скучно не бывает, что ни день, то новое открытие! Ни дня без приключений! Каждый день жизни с детьми таит в себе множество открытий, радостей. Мне нужно быть готовой к ответу на любой детский вопрос, даже самый неожиданный, а для этого нужно быть очень эрудированной, много знать и читать, расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки.
Я люблю свою работу, я люблю свой детский сад, ведь только здесь можно творить, пробовать, искать и развиваться.
Я считаю, что педагог – это самая благодарная профессия. Стоит только заглянуть в искрящиеся от улыбки детские глаза и хочется творить новое, прекрасное, необыкновенное. Работая с детьми, я каждому отдаю частицу своего душевного тепла. Когда видишь результаты своего труда, то получаешь истинное профессиональное удовлетворение. Несомненно, каждая детская улыбка – это дорогой подарок, это признание того, что тебя любят, тебе доверяют, тебя уважают, в тебе нуждаются. Ведь ребёнок – это самый строгий судья, его невозможно обмануть, детское сердечко чувствует всё…
Попова О.П.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дховно-нравственное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации проявляется в формировании у детей дошкольного возраста таких нравственно-патриотических качеств, как любовь и уважение к своей семье, своим товарищам, своему народу, своей стране, ценностное отношение к её историческому, культурному и политическому наследию, честность, порядочность, бескорыстие, чувство ответственности и долга, активная гражданская позиция, уважение к старшему поколению, уважение к родному языку, любовь и верность Родине.
Основной задачей духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях является приобщение детей к отеческому наследию. Нравственно-патриотические качества личности не могут у ребёнка возникнуть самопроизвольно, они формируются по мере накопления жизненного опыта и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы 1.
По мнению Н.И. Губанова, «в образовательных учреждениях всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности: коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу» 2.
Н.К. Беспятова считает, что нравственно-патриотические качества личности формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы русского народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственно его окружающего:
– прогулки в городе и за городом;
– рассказы об истории места, где живет семья;
– рассказы о предках, участвовавших, например, в революционных движениях, трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории;
– рассказы о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи 23.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-патриотических качеств детей, так как детские образы восприятия, эмоции очень ярки и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь 4.
В нашей дошкольной организации сложилась чёткая система работы по формированию нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста во вхех видах детской деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, исследовательской.
При организации работы, направленной на формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста в рамках духовно-нравственного воспитания, используем разнообразные методы работы: беседа, рассказ, игра, метод проектов, метод экскурсий, чтение художественных произведений нравственно-патриотической направленности, просмотр видеороликов и мультипликационных фильмов патриотической тематики и др.
В работе используем разнообразные формы организации детской деятельности:
– беседы гражданско-патриотической направленности;
– познавательно-развлекательные и игровые мероприятия;
– праздники, посвящённые знаменательным датам (День народного единства (4 ноября), День Защитника Отечества (23 февраля), День России (12 июня), День Победы (9 мая), День Флага (22 августа) День образования Белгородской области (6 января);
– пешие экскурсии по г. Строитель Белгородской области (Площадь Победы, Сквер Ветеранов, Аллея Славы, Памятный знак в честь 50-летия Победы в Курском сражении, Часовня святого великомученика Георгия Победоносца, урочище «Маршалково»);
– экскурсии в Историко-краеведческий музей Яковлевского городского округа (г. Строитель);
– виртуальные экскурсии по государственному военно-историческому музею-заповеднику «Прохоровское поле» посредством использования сети Интернет через сайт Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» (режим доступа: https://прохоровское-поле.рф/bitva-za-oruzhie-velikoj-pobedy.html), в состав комплекса входят 3 музея: «Третье ратное поле России», музей бронетанковой техники, музей «Битва за оружие Великой Победы», публичная научно-историческая библиотека Н.И. Рыжкова на «Прохоровском поле», памятник Победы «Звонница»;
– встречи-беседы с ветеранами, участниками боевых действий и военнослужащими Российской Армии;
– посильное участие в благотворительных акциях и марафонах;
– музыкально-литературные праздники гражданско-патриотической направленности;
– выставки детских творческих работ (рисунки, аппликации, поделки);
– поздравительные акции;
– проектная деятельность;
– участие в шествии «Бессмертный полк»;
– участи в смотре строя и песни юнармейских отрядов и патриотических клубов на площади г. Строитель;
– участие в митингах памяти, посвященных Дню Победы;
– проведение конкурсов семейного творчества: «Моя малая родина – Белгородчина», «Моя семья в истории Победы», «Моя родословная».
Таким образом, дошкольные образовательные организации, как начальное звено всей системы образования Российской Федерации, обязаны решать задачи нравственно-патриотического воспитания, так как в последнее время в нашу жизнь активно внедряются западная культура, традиции и устои, что может повлечь непредсказуемые последствия. В связи с этим, формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста необходимо начинать как можно раньше.
ЛИТЕРАТУРА
-
Аблитарова, А.Р. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств / А.Р. Аблитарова, А.О. Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2 (2). – С. 9-11.
-
Губанов, Н.И. Отечество и патриотизм [Электронный ресурс] / Н.И. Губанов // Российская государственная библиотека. – URL:
-
Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков: методическое пособие [Текст] / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2017. – 189, [2] с.
-
Бувака, М.В. Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / М.В. Бувака, О.Н. Павлова, А.В. Семичева, Е.И. Петряшина // Молодой учёный. – 2019. – № 27 (265). – С. 245-248.
Попова О.П.
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.
Духовно-нравственное воспитание личности, определение его сущности, результатов, выбор соответствующих технологий и другие вопросы постоянно находятся в центре внимания учёных и педагогов-практиков, являются предметом острых дискуссий, участники которых высказывают самое разное отношение к данной проблеме.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработчиками которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, духовно-нравственное воспитание определяется как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию». К базовым национальным ценностям авторы относят патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество [2, с. 9].
Д.А. Левчук и О.М. Потаповская духовно-нравственным воспитанием называют: «…процесс помощи духовно-нравственному становлению ребёнка, формированию у него:
нравственных чувств: веры, ответственности, патриотизма, совести, гражданственности;
нравственной позиции (умение различать зло и добро, иметь готовность к преодолению жизненных испытаний);
нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли» [3, с. 2].
Важность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современных реалиях ребёнок живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на ещё неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующиеся сферы духовности и нравственности. В связи с чем, духовно-нравственные нормы поведения и общественной жизни должны найти своё воплощение в опыте растущего и развивающегося человека уже с дошкольного возраста.
На современном этапе развития системы образования России дошкольное образование признано самоценной ступенью, фундаментом всего последующего образования, а духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения выступает в качестве первоочередных задач всей системы образования Российской Федерации.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста выступают народные традиции.
Как утверждают О.П. Белюченко и Л.И. Винтер, многие традиции находят, в первую очередь, отражение в народном творчестве. Народное искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру чувств и отношений между людьми 1.
Народные традиции раскрывают перед детьми дошкольного возраста дверь в мир добра и красоты, что влияет на формирование духовно-нравственных качеств детей. Не случайно в России вопросам приобщения дошкольников к национальной культуре, к народным традициям уделяется большое внимание, в том числе и на государственном уровне.
Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего свою семью, свой дом, свою страну, с уважением относящегося окружающим, к другим народам.
Белгородская область является настоящей сокровищницей народных традиций и обычаев, музыкального фольклора, художественных промыслов. Отголоски старины сохранились практически во всех населённых пунктах до наших дней вопреки всем событиям переменчивого времени.
Народные традиции в Белгородской области представлены двумя направлениями: славянская культура и казачество. Народные традиции обоих направлений, сохраняясь и передаваясь из поколения в поколение, являются неотъемлемой частью культурного наследия Белгородского края.
Большинство народных традиций Белгородской области созвучны с классическими русскими народными традициями: рождественские, масленичные и пасхальные гуляния, празднование сбора урожая, встреча весны, проводы зимы. Все празднества отличаются массовостью, красочностью, самобытностью белгородских народных костюмов, промысла, фольклора и народных игр.
Отличительной чертой народных традиций Белгородской области является празднование престольных праздников в сельской местности. Каждый сельский населённый пункт Белгородчины имеет свой датированный престольный праздник, который тесно сочетается либо с церковным календарём, либо со знаменательным событием в истории населённого пункта, сельского или поселкового храма, и в то же время этот праздник связан и с фольклорными традициями массового празднования.
Понимание того, что народные традиции Белгородской области – это мудрая педагогическая система, которая должна стать составной частью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет значительно обогатить содержание непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в разных видах деятельности детей (познавательной, творческой, игровой, коммуникативной), найти новые формы работы с детьми: познавательные (фестивали, экскурсии (реальные и виртуальные), тематические и игровые вечера, творческие мастерские, вечера рукоделия и др.) и развлекательные (концерты, «посиделки», праздники, «народные гуляния» и др.).
Для успешной работы в данном направлении важна систематичность и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям через знакомство с народными традициями Белгородской области.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой процесс взаимодействия ребёнка и взрослого с целью формирования моральных чувств, духовно-нравственных понятий и качеств, убеждений и навыков поведения в обществе. Оно нацелено на приобщение детей к одной из существующих в современном обществе систем духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями. Богаты и самобытные народные традиции Белгородской области могут выступать в качестве одного из эффективных средств реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников, так как именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои и духовные ценности.
ЛИТЕРАТУРА
-
Белюченко, О.П. Традиции и современность Белгородской области Текст / О.П. Белюченко, Л.И. Винтер // Проблемы педагогики. – 2020. – №6 (51). – С. 118-119.
-
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // РГБ. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007210048.
-
Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы Электронный ресурс / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская // РГБ. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001852408.
Формирование нравственно - патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
В настоящее время нравственно- патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Это вполне закономерно, так как формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь первым звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди которых одним из важнейших звеньев является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Формирование личности ребенка, его воспитание, начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя:
Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям.
Родной дом, двор, где не раз гулял, детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.
Формирование в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа.
Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве (русские народные сказки, потешки, поговорки и.т. д), которые передаются от поколения, к поколению воспитывая основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А так же народно-прикладном искусстве, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры и архитектуры.
Формирование представлений о России, как родной стране, о Москве, как столице России.
Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России (флаг, герб, гимн)
Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.
Для достижения этих целей у нас в группе оформлен уголок патриотического воспитания, в котором представлены альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Мой детский сад» а так же подборка открыток «Город Белгород», «Москва-столица нашей Родины». Книги «Наша Родина-Россия», «Я живу в России». Имеется подборка художественной литературы: русские народные сказки, потешки, былины, пословицы и поговорки, а так же символика России и Белгородской области, портрет президента В.В. Путина.
Предлагаемый материал меняется и дополняется в зависимости от изучения тематических блоков. Помещаются фотостенды: «Наша дружная семья», «Наши папы и дедушки-защитники Отечества», «Моя мама лучшая на свете» и.т.д.
Первой ступенькой в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Для этого мы проводим занятия, организуем экскурсии, походы, приглашаем в гости ветеранов, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят детей с прошлым нашего города, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем городе (поэты, писатели), знакомим с их произведениями.
Свою работу мы начинаем с младшей группы, где знакомим детей с названием нашего города, рассматриваем фотографии, знакомимся с улицей, на которой находится детский сад. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице.
С детьми постарше организуем экскурсии знакомя их с достопримечательностями города, которые расположены на близлежащих улицах: школа, почта, администрация города, памятник погибшим воинам, магазины, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.
Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших дошкольников расширяется - это наш город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольники знают название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом (город, страна), где он родился, вырос и живет.
Для этого мы знакомимся с природой родного края. Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее. Наблюдения за трудом взрослых (работники почты, магазина, по благоустройству города и т.д.) помогают ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требуя от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Так же происходит знакомство с народными промыслами нашего края, народными умельцами, путешествие в прошлое нашего города.
В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и.т.д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают о войне, о своих боевых товарищах, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая возлагаем с детьми цветы, проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни и.т.д.
Большое значение в данной работе имеет взаимодействие с родителями, которое способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать им должное они всегда готовы помочь нам в этой работе: оказывают помощь в оформлении выставок на «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День семьи, любви и верности», оформлении альбомов: «Наша семья», поделок, стенгазет. Большое значение для детей имеют совместные походы, экскурсии по городу и его окрестностям, посещение концертов, праздников. Участие в народных праздниках, проводимых в ДОУ (рождественские встречи, масленица, день семьи, любви и верности), помощь в изготовлении атрибутов.
Ведь как сказал А. С. Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь великого педагога, мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей большой страны России, со столицей нашей Родины - Москвой, символикой и президентом России.
В ходе этой работы ребенок начинает чувствовать себя сильным, значимым для своей страны, понимать, что может помочь, защитить, сохранить, что он созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.
Надеемся, проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
- Страница автора на сайте МААМ.RU
- Страница автора на сайте ИНФОУРОК
- СПИСОК АВТОРОВ ПЕЧАТНОГО СБОРНИКА "ЯНВАРЬ - 2021"
- Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов ЯНВАРЬ — 2023
- Всероссийский сетевой журнал для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят»
- Визитная карточка "Я - педагог"